понедельник, 26 октября 2020 г.

Материал к родительскому собранию 26.10.2020 г.

 Родительское собрание     в 7 б классе      26.10.2020 г.

классный руководитель  Чеботарёва О.Б.

Тема: «Воспитание характера школьника»

Цель: вспомнить особенности подросткового возраста, на примерах жизни детей в классе, охарактеризовать особенности поведения и качеств характера семиклассников; выработать систему мер для корректировки поведения детей в школе и дома для формирования личности адекватно воспринимающей себя в окружающем мире. 

Ход собрания

- Спасибо, уважаемые родители, что вы нашли время посетить наше собрание! Не устаю напоминать, что мы, учителя, ничего не сможем сделать без вашей помощи. ведь у нас 3 участника образовательного процесса: ученики, школа, семья.

Всем нам нужно понять, что учитель, делая замечание, прежде всего, желает добра вашему ребёнку, хочет, чтобы поведение, дисциплина не сказывалась на оценках. Мы  хотим, чтобы у детей не развивалась конфликтность, а взросление не сопровождалось вредными привычками. Поговорим же о наших детях и о способах их воспитания. Кнут или пряник? Демократия или авторитаризм? Традиции или новаторство?

Возможно, нужно продумать систему адекватных наказаний, но и вместе с тем больше доверять детям. Одна из учениц класса сказала на замечание о том, что о её поведении будет известно родителям: «А при чём здесь родители?»…Следовательно, большая часть наших детей считает себя взрослыми! Но ведь взросление предполагает повышение ответственности: ответственности за себя и свои поступки. А у нас получается: ну подумаешь, пошалил, но я же ребёнок. Но как только речь идёт о пересадке, о ношении формы, все считают себя взрослыми, у которых есть право выбора. Нет, так не бывает: сегодня взрослый, а завтра ребёнок! Всем нужно понять, что дисциплина, порядок начинаются с мелочей! Тем не менее,   … человек из класса считают, что родители не против их друзей и общения со сверстниками, но …. человека категорически с этим не согласны. Вместе с тем мы, родители, чем старше становятся наши дети, меньше уделяем им внимания, меньше интересуемся их делами: в школе и в школе. А подросток требует нашей любви, постоянного интереса, внимания. Всё это обусловлено, конечно, особенностями подросткового возраста.

Особенности подросткового возраста

 1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.

2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.

3. Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».

4. Подростки настолько поглощены своим половым созревание, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.

5. Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.

6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.

7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.

8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).

9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».

10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.

11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни

1. «Роль родителей в нравственном воспитании детей»

2. В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми».

3. В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.

4. Что включает в себя понятие «нравственный человек»?

5. Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, то есть трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость.

6. Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство и т. д.

7. Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден. Нравственная чистота - это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте. Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. В дальнейшем главным воспитателем становится школа, но и тут большое значение имеет влияние родителей. Хорошо, когда школе приходится продолжать воспитание, а не исправлять не правильные представления, сложившиеся в семье. Школьник поверит учителям и коллективу товарищей, если увидит, что правда, которой учит школа, совпадает с той правдой, которой учила семья. Плохо, если ребенку суждено пережить разочарование в близких людях, если в семье нет твердых нравственных устоев. Если же в семье придерживаются высоких моральных принципов, опираются на библейские заповеди, определяющие поведение человека в обществе, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера, учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести.

8. В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения.

9. Слово родителей, сказки о добре и зле, первые книжки о жизни животных и растений - все это порождает первоначальные представления детей о морали.

10. Слово родителей глубоко западает в сознание ребенка, если оно сказано спокойно и доброжелательно, без наставительного тона, который даже маленьким детям неприятен, а у подростков вызывает ожесточение и упрямство.

11. Лучше всего вместе с ребенком обсуждать, размышлять о явлениях природы и поступках людей, искать им оценку, то есть вести его к самостоятельному выводу.

12. Родители учат детей понимать и переживать свое отношение к добру и злу. Повод для таких переживаний дают простые случаи из повседневной жизни.

13. Вот мальчишки влезли на дерево и разорили птичье гнездо; погибли птенцы, а их мать с криком кружит около дерева. Ребенок должен пережить ее страдание и осудить этих мальчишек.

14. Вот у дерева кто-то ободрал кору, и из ствола сочится сок. Дерево «плачет», оно может засохнуть и погибнуть. Родители залепили рану, закрасили ее краской, спасли дерево, а их ребенок получил первый пример помощи слабому и нуждающемуся. Он не будет потом ломать ветки деревьев, не будет разорять птичьих гнезд.

15. Это чувство он перенесет и на людей. Если мать не пройдет мимо бедной старушки, просящей милостыню, и подаст ей монетку, если в семье собирают вещи, книги, продукты для помощи пострадавшим при пожаре или теракте, то ребенок получает пример милосердия и в будущем не пройдет мимо нуждающегося человека, а поможет ему.

16. Известно, как горячо дети реагируют на события, которые развертываются в книге, на экране телевизора, в кино или театре. Они дают советы любимому герою, разделяют с ним радости и печали, награждают гневными репликами его врагов. Дети не должны видеть на экране бессмысленную жестокость, кровь, убийства, грубое поведение людей, нецензурные слова и выражения. Это глубоко ранит их психику, закладывает семена животного варварства в их неокрепшие души.

17. Задача родителей - оградить детей от просмотра таких фильмов и чтения таких книг. Надо учить детей тому, что добро должно побеждать зло, что если в кино Чапаев погиб, утонул в реке, то все равно за него отомстили его товарищи по оружию: они разбили отряд белогвардейцев и победили!

18. В каждой семье родители учат детей выполнять различные обязанности: содержать в порядке свои вещи, соблюдать определенный режим дня, уважать товарищей и взрослых. Все эти поучения должны подкрепляться поступками, делами.

19. Моральную культуру и нравственность питают четыре важнейших источника: совесть, стыд, ответственность и долг.

20. В чувстве совести гармонично сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми и перед самим собой. О совести можно знать, но быть бессовестным. Совесть лишь тогда является стражем нашего поведения, когда она живет в нашей душе. Это тонкая работа ума и сердца, она проявляется в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении.

21. Оставаясь наедине с самим собой, человек должен подвергать свои дела мысленному отбору, анализу, сравнению с лучшими человеческими качествами и поступками, должен давать оценку своему поведению. Не зря говорится, что самый строгий судья - это совесть человека. Плохо, когда совесть спит. Воспитание совести, стыда, ответственности, долга - одна из самых утонченных сфер духовного и нравственного воспитания.

22. Трудность в том, что ребенок должен научиться спрашивать с самого себя за свои дела и поступки. У него должен быть голос внутреннего «Я». Надо внушать ему, что его видят и тогда, когда, казалось бы, никого вблизи нет и никто на него не смотрит. Совесть - это как бы человек внутри него, который все замечает и оценивает. И надо, чтобы ребенок привык с ним советоваться, при¬слушиваться к нему.

23. Родители, оценивая поведение или какое-либо дело своего ребенка, должны видеть, по какому побуждению он трудился - по велению совести, то есть в силу сознания того, что ему верят и он хочет оправдать доверие, или же только в силу требований взрослых, контроля с их стороны или страха наказания.

24. Очень важно внушить детям, что главное - не страх физического наказания, а страх сделать кому-то больно, не оправдать чье-то доверие, лишиться уважения товарищей. Нужно приучить ре¬бенка стыдиться своих дурных поступков. А это делается на примерах, которые подают ему старшие члены семьи.

25. Необходимо, чтобы в семье было время для разговора с детьми «по душам». Обычно это время перед сном, когда мать садится к сыну или дочери на кровать и спрашивает обо всем, что произошло с ними за день: что интересного было на уроках, как вели они себя на перемене, что делали их одноклассники в столовой, кто дежурил в классе, что сказала о них учительница, какой рассказ по чтению обсуждали, с кем играли во дворе, в какие игры, кто был капитаном при игре в футбол и какую роль сын играл в команде? Смотрели ли они по телевизору передачи? Какие, о чем? Что понравилось, что нет? Как помогали дома по хозяйству? И т. д.

26. Такие разговоры в некоторых семьях ведутся за ужином, когда все собираются вокруг стола и делятся своими впечатлениями о событиях за день. Главное, чтобы дети слышали, как родители оценивают эти события, что, по их мнению, хорошо, а что - плохо, что им понравилось, а что - нет. Какие дела можно было бы сделать лучше. Почему не получилось то или другое дело, или получилось хуже, чем ожидалось. Как надо поступать в будущем в этой ситуации. Эти беседы и разговоры учат детей, как ориентироваться в окружающей жизни, дают незабываемые уроки нравственности, учат поступать по совести. «Спроси свою совесть!» - говорят мать или отец. Порою очень трудно ребенку поступить по совести. Трудно встать перед классом и признаться в том, что измазал чернилами стенку у доски. Трудно выполнять дома одну и ту же работу: убирать в комнате, менять рыбкам воду в аквариуме, гулять во дворе с собакой и т. д. Трудно при¬знаться, что это именно ты толкнул во дворе малыша и он разбил себе нос. Родители в своих беседах с ребенком не должны быть «верховными судьями», которые все всегда делают только правильно. Они могут рассказать о своих детских годах, о своих ошибках, о том, к каким последствиям это приводило, о том, чего они стыдятся до сих пор. Это поможет разговорить ребенка, поможет ему признаться в своем неблаговидном поступке и в будущем не повторять его.

27. Такие беседы в дальнейшем станут необходимы подростку. Он будет советоваться с родителями, как поступить в том или ином случае. В старших классах сын или дочь уже будут выбирать профессию, и тут советы родителей им крайне необходимы, так как именно родители лучше всех знают физические и умственные способности своих детей. Зная свои финансовые возможности, они могут просчитать, сумеет ли сын или дочь трудоустроиться в будущем с этой профессией, сможет ли достаточно зарабатывать, чтобы содержать свою семью.

28. И при всем этом настоящие родители должны не упустить того счастливого момента, когда в детях проявляется искра таланта, творческой самобытности, определенные склонности и влече¬ния к какой-либо деятельности. Увидеть эти способности и помочь им развиться, помочь сыну или дочери реализоваться в будущей профессии - это значит сделать жизнь своего ребенка по-настоящему счастливой. Не все измеряется деньгами. Подлинное счастье человек испытывает тогда, когда он занимается любимым делом. Один может усваивать математику, но любить растения и стать хорошим садоводом. Другой любит возиться с велосипедом, отцовской машиной, его тянет к технике, к работе на тракторе или комбайне. Он может стать прекрасным хлеборобом. Девочка с детства шьет наряды своим куклам, интересуется модными журналами, думает, как сделать ту или иную выкройку. Родители, заметив это, должны помочь ей выбрать профессию модельера, портнихи. Стремление любой ценой дать ребенку высшее образование, неважно какое, заставляет некоторых родителей переступать через детские способности и желания, тем самым делая их несчастными на всю жизнь.

29. В городе, особенно крупном, многие люди разобщены, здесь в одном доме, в одном подъезде люди могут жить годами и не знать друг друга. Это дает почву для различных отклонений в моральном плане. Никто не узнает и никто не осудит! Здесь намного труднее вести воспитательную работу среди молодежи. Много раз личных соблазнов: игровые клубы, дискотеки, бары и т. д. В этих условиях задача семьи, школы и общественных органов - не оставлять подростков без постоянного внимания и контроля, находить время, желание, нужные слова и аргументы для оценки событий и поступков. То, что будет упущено в нравственном воспитании в детстве, превратится в большую беду в будущем. Итак:

30. 1.   Мораль, или нравственность, - это форма общественного сознания, которая включает в себя совокупность норм и правил поведения людей.

31. 2.   Нравственность человека включает в себя несколько компонентов. Это, во-первых, знание человеком того, как надо себя вести в том или ином случае. Во-вторых, соблюдение этих правил в своем поведении. И в-третъих - способность человека оценивать свои или чужие поступки и действия.

32. Этические нормы поведения человечество вырабатывало на протяжении всей своей истории. Эти нормы были отражены в различных религиозных учениях: христианстве, мусульманстве, иудаизме, буддизме и в еще более древних учениях, как, например, конфуцианстве в Китае, которому насчитывается более 5000 лет.

33. В разных вариантах там отражены такие основные правила и заповеди, как: не убий, не укради, чти отца своего, и т. д.

34. Вот как выглядят моральные нормы, изложенные выдающимся украинским педагогом Василием Александровичем Сухомлинским в его книге «Рождение гражданина» (Издательство «Молодая гвардия», Москва, 1979 г.):

35. 1)    Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания - это радость и слезы ваших близких. Проверяйте свои поступки вопросом: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы окружающим вас было хорошо.

36. 2)    Вы пользуетесь благами, созданными другими людьми. Люди дают вам счастье детства, отрочества, юности. Платите им за это добром.

37. 3)    Все блага и радости жизни создаются трудом и только трудом. Идя в школу, вы идете на работу. Так делайте ее хорошо, со старанием и прилежанием.

38. 4)    Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте слабым и беззащитным. Не делайте людям зла. Помогайте в беде товарищу. Уважайте, почитайте мать и отца. Они дали вам жизнь, они воспитали вас, они хотят, чтобы вы стали честными гражданами своей страны, людьми с чистым сердцем, ясным умом, доброй душой, золотыми руками.

39. 5)    Не будьте терпимы к людям, которые стараются жить за счет отца и матери. Проявляйте нетерпимость к тем, кто не заботится об интересах своей страны, своего народа.

40. 6)    Человек отличается от животного своим сознанием, умением мыслить и говорить. Ему присуща духовная деятельность, которая включает не только самоуглубление и самоанализ, но и творческий труд по самосовершенствованию. Не давайте своей душе лениться. 

41. Уважаемые родители! Я думаю, что наш сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и практический характер. И такой практической стороной нашего собрания может стать обсуждение тех наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в процессе воспитания ребенка, и составление свода правил поведения родителей в этих ситуациях.

42. Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Попробуем сформулировать причины конфликтов:

43. —    непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;

44. —    чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости. Взрослыми они еще будут»; в результате в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;

45. —   разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;

46. —   отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»;

47. —   чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность» — частые напоминания о прошлых «грехах» ребенка.

48. Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье — ребенок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.

49. Законы семьи =

50. 1-й закон — единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

51. 2-й закон — закон значимости похвалы для ребенка.

52. 3-й закон — закон трудового участия каждого члена семьи.

53. 4-й закон — закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

54. Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.

55. Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребенка.


Комментариев нет:

Отправить комментарий