четверг, 26 ноября 2020 г.

Материал к родительскому собранию в 7 б классе 26.11.20 года.

 

Родительское собрание "Агрессия детей: ее причины и предупреждение"

( 7б класс)  26.11.20 г

В настоящее время одной из острых проблем, с которыми сталкиваются не только педагоги, но и родители подростков, является поведение подростков. А конкретно – агрессивное поведение. Но агрессивность сама по себе не возникает, этому есть причины и способствуют многие факторы. Поэтому встречи психолога с родителями по данной теме должны быть. И основной целью данных встреч должна быть - формирование знаний родителей о проблеме агрессивности подростков; формирование умения и навыки как помочь своим детям справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом.

 Задачами могут являться - определить возможные причины преобладания отрицательных эмоций у учащихся, конкретно агрессивного поведения школьников, определить причины появления агрессии и дать рекомендации родителям.

Что такое агрессия, агрессивность? Сегодня мы попытаемся вместе с Вами разобраться в вопросе о подростковой агрессии, изучить виды, причины, методы борьбы и коррекции и вред в будущем от агрессии подростка в настоящем. Надеюсь, это поможет Вам правильно оценить своего подростка и вовремя исправить его агрессивный настрой.

·         Агрессивность – свойство личности, она является как результат генетической предрасположенности, так и влияния среды.

·         Агрессор – тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т.д.

·         Жертва – человек, которому умышленно наносит вред агрессор.

·         Зрители – группа учеников, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессоров, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору.

·         Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется, прежде всего, в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии – аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из за нею в будущем возникает огромное количество психологических проблем.

·         Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи с откровенно говоря неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.

·         Так же второстепенное, но всё же очень существенное, влияние на подростков оказывает отношении в семье (в основном прошлые периоды отношений), отношения в школе, в компании, и средства массовой информации (будь моя воля, я бы запретила все передачи и фильмы, рассказывающие про криминал, насилие, жестокость, агрессивное поведение, аморальный образ поведения, в частности "Дом-2"). лат. “agressio” – нападение приступ) намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному.

·         Агрессивность – это свойство личности, выраженная в готовности к агрессии

Попробуем нарисовать  портрет агрессивного ребенка

                                                   Портрет агрессивного ребенка:                                                  

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое “место под солнцем”.

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.      

Давайте узнаем, что скрывается под понятием – агрессия? Современная обстановка, сложившаяся в наше время в обществе, увеличивает рост различных отклонений в личном развитии и поведении людей. Особое внимание вызывают отчужденность, тревожность, внутренняя опустошенность детей и появление у них жестокости и агрессивности. С повышением агрессивных проявлений у школьников, увеличивается количество конфликтных ситуаций между детьми, между детьми и взрослыми, а также правонарушений. 
Кроме этого, выявлено нарастание у детей и подростков садистского отношения к “братьям меньшим” – это проекция отношения к самому человеку.

На агрессивное поведение влияет комплекс факторов: 

·         Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения

·         Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость

·         Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением.

Возможные причины: 

·         Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка)

·         Неблагополучие семьи

·         Гиперопека или равнодушие со стороны родителей

·         Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера)

·         Недовольство собственной внешностью

·         Неадекватное восприятие со стороны взрослых (мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает)

·         Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых.

·         Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость)

·         Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)

-Основной “группой риска” остаются подростки. Почему?

Подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных эмоциональных нарушений, нарушений деятельности, нарушений когнитивных функций.
В подростковом возрасте значительно изменяются тип и частота психологических расстройств.

Главный парадокс подросткового возраста – это мучительное желание быть независимым от взрослых, но на деле оно оборачивается полной зависимостью от каждого родительского слова. 
Принятие решения, совпадающего с родительским, для подростка практически невозможно, так как поведение связано со стремлением "показать свою независимость", а поступая наперекор родительскому слову и делая все "на зло", подростки не отдают себе отчета в том, что тем самым они демонстрируют свою зависимость от родителей. 
Кризис подросткового возраста возникает как противоречие на границе достижений и зрелости подростка, с одной стороны, и отсутствия реальных изменений в социальном статусе, материальных возможностях, уровне ответственности подростка, с другой стороны. 

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставить “точный” диагноз, или “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.

Психологами  разработаны  критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком

Критерии  агрессивности

-Ребёнок:1. Часто теряет контроль над собой. 
2. Часто спорит, ругается с взрослыми. 
3. Часто отказывается выполнять правила. 
4. Часто специально раздражает людей. 
5. Часто винит других в своих ошибках. 
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. 
7. Часто завистлив, мстителен. 
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

-Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Как  же помочь    агрессивному ребёнку?  

Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения детей

1.Особое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст).

2.Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст). Это различные виды социально признаваемой деятельности – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д.

3.Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей.

4.Важно признать необходимость поиска путей решения. Например, "Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу".

5.Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны своего ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах.

6.Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние. Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек.

7.Агрессия – это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Задача родителей – направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками.

8.Чтобы пройди трудный возраст, при этом постараться уменьшить потери, необходимо приложить максимум терпения, любви, нежности, понимания, признания прав и свобод подростка, но в тоже время не давайте ему сесть Вам на шею. Разговаривайте с ним на равных, будьте его другом, помните, если Вы сейчас отдалитесь от него, сблизится потом будет крайне трудно. Не брезгуйте походами к психологам, этим людям надо медали давать, после них Вы будете просто летать от счастья, любви, ощущения дикой энергии и будущих надежд.

Задачи родителей и педагогов: 

 Контроль над  собственными негативными   эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей.

1.      Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся.

2.      говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык  “Я-сообщений”;

3.      “активно слушать” его внутренний мир;

4.      не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка;

5.      Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения.

6.      Обладать навыками саморегуляции.

Рецепт № 1

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком,

чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

Пути выполнения

*слушайте своего ребенка

*проводите вместе с ним как можно больше времени

*делитесь с ним своим опытом

*рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах

*если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из низ в отдельности

Рецепт № 2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса ми вас легко вывести из равновесия.

Пути выполнения

*Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком,/если это, конечно, возможно/.

*Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

Рецепт № 3

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

Пути выполнения

*Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях,

* «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или :

* «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас , пожалуйста, не трогай меня».

Рецепт № 4

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, позаботьтесь о себе сами.

Пути выполнения

*Примите теплую ванну.

*Выпейте чаю.

*Позвоните друзьям

*Сделайте «успокаивающую» маску для лица.

*Просто расслабьтесь, лежа на диване.

*Послушайте любимую музыку

Комментариев нет:

Отправить комментарий